1. Государство - под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

2. Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

3. Форма правления - порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом.

4.Форма государственного устройства - внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства; отражает характер соотношения государства в целом и его частей.

5. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

6. Монархия - форма правления,  при которой функции главы государства передаются по принципу наследования.

7. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

8. Унитарное государство - простое единое государство, не имеющие в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

9. Федерация – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.

10. Конфедерация - объединение (союз) государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою политическую самостоятельность

11. Демократический режим - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

12. Антидемократический режим - политический режим, при котором госу­дарство стремится ограничить политические и экономические свободы граждан.

13. Механизм государства - совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи. Состоит из Исполнительной законодательной и судебной власти.

14. Государственный аппарат - система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

15. Орган государства - структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства

16. Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

17. Гражданского общества - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

18. Правового государства - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции.

19. Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

20. Правовая система - совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов - правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов).

21. Система права - это система средств, методов и способов научного познания, сост. из отраслей, подотраслей, институтов, субинститутов.

22. Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

23. Социальные нормы - официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

24. Правовые презумпции - закрепленное в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий.

25. Правовые аксиомы - в праве самоочевидная истина, не требующая доказательств. П.а. отражают уже установленные и достоверные знания.

Юридическая наука опирается на П.а. как на исходные, проверенные жизнью данные.

26. Гипотеза - научное допущение или предположение, истинностное значение  которого неопределенно (элемент юр. нормы, уст. условия применения юр.от-ти)

27. Диспозиция - элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

28. Санкция - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

29. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

30. Правовая культура - общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву;

31.Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

32. Форма права - способ выражения и закрепления правовых велений,

Наиболее важными и широко известными Ф. п. являются правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты общественных организаций, прецеденты.

33. Источник права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

34. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

35. Закон - в юриспруденции — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает юридической силой и регулирует общественные отношения и охраняется государственной властью.

36. Подзаконный нормативный правовой акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

37. Правотворчество - стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов

38. Законотворчество - деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием.

39. Систематизация - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему.

УЧЕТ ИНКОРПОРАЦИЯ КОНСОЛИДАЦИЯ КОДИФИКАЦИЯ

40. Реализации - воплощение предписаний права в фактической правомерной деятельности участников регулируемых правом отношений.

41. Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно.

42. Правоприменительный акт - правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

43. Аналогия закона - решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.

44. Аналогия права - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права.

45. Юридические коллизии - расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

46. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

47. Фактический юридический состав - совокупность юридических фактов, с которыми связано наступление юридических последствий.

48. Правонарушение - деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

49. Преступление – вид правонарушения, виновно совершенное общественно опасное деяние, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

50. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

 

 

© nastya-may5

Создать бесплатный сайт с uCoz