1. Охарактеризуйте конституционное право как отрасль права.

   КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП наряду с АП, ФинП, УП является частью публичного права. КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей. КП является системным образованием, составными элементами системы КП выступают конституционные нормы и институты.

   КП выполняет три основных функции:

1) правовая – заключается в том, что КП обеспечивает единство и взаимосогласованное функционирование различных отраслей системы рос.права.

2) Соц. функция – состоит в том, что КП способствует  поддержанию равенства баланса интереса в обществе, обеспечивает устойчивое развитие гос-ва.

3) Политическая фун-я – заключается в том, что КП устанавливает принципы взаимоотношений между участниками полт процесса.

   Основными тенденциями развития КП после принятия КРФ 93 явл.: суверенизация (ст 14), гуманизация, соцоолизация, расширение объёма конституционного регулирования, реорганизация федеративного устройства.

   Предмет и метод конституционного права как отрасли права.

   КП — ведущая отрасль системы права РФ. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, КП регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества.

   Предметом конституционного права России являются те отношения, которые регулируются его нормами:

а) отношения между человеком и государством;

б) основы конституционного строя;

в) устройство государства;

г) форма правления.

   Методом КП регулирования является совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:  - императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);

 - диспозитивный  (метод  равноправия сторон, координации, основанный на дозволении).

   В свою очередь они подразделяются на следующие способы воздействия:

а) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции гос органов и субъектов Федерации);

б) связывание (применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством);

в) запрещение (применяется к действиям, нарушающим права и   свободы человека, посягающим на интересы государства).

   В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования общественных отношений основываются на властно-императивных началах.

 

2. Перечислите в иерархической последовательности и кратко опишите источники отрасли конституционного права в Российской Федерации.  

Понятие “источники права” существует в нескольких значениях:

а) факторы экономические, социально-политические, социально-психологические, духовные;

б) способ внешнего выражения норм права;

в) непосредственный источник норм права - правовой обычай, юр прецедент, НПА, нормативный договор, правовые доктрины, принципы права, юр практика.

1) К РФ является "первейшим" источником права. Это основной закон государства, который в соответствии с реальным соотношением социально-полит. сил закрепляет основы государственного, народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы. Помимо К. в РФ действует еще 2-е разновидности закона: федеральный конституционный закон и ординарный федеральный закон (обычные законы).

2) ФКЗ - правовой акт, издаваемый Фед. Собранием по определенным в КРФ вопросам, составляющим предметы ведения РФ, и обладающие высшей, после К РФ, юр силой.

3) международные договоры - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4) федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий

5) ФЗ - это законы, которые по юридической силе стоят после К. РФ и ФКЗ. Они регулируют иные наиболее важные вопросы гос жизни, неурегулированные КРФ и ФКЗ. ФЗ принимаются Гос Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно Гос Думе со своими замечаниями, а вот ФКЗ он подписать обязан.

6) указы Президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (указ об утверждении ордена мужества - это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества - это уже ненормативный указ);

7) постановления палат Федерального Собрания РФ.

8) Акты КС РФ. Судебный прецедент - это решение судьи по конкретному делу, оно необходимо при пробелах законодательства по разрешаемому вопросу, таким образом, судебное решение пробелы ликвидирует и в последствии становится образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте у нас в России нет. Существуют только постановления КС.

 

3. Что такое конституция? Опишите юридические свойства Конституции Российской Федерации. Какова процедура принятия поправок к действующей Конституции Российской Федерации?

   Конституция - НПА, обладающий высшей юр силой, закрепляющий фундаментальные ценности, характеризующие современную российскую государственность, основы взаимоотношений гос-ва и личности, устройство гос-ва, механизм ф-ционир-я гос власти и МСУ.

   Юр св-ва:

1) Верховенство К означает, что государство, государственная власть в лице гос органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции;

2) Высшая юр сила К. означает, что все законы и иные нпа должны соответствовать К, в противном случае действуют нормы К.

3) Прямое действие означает, что К РФ - правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах;

4) Особый порядок принятия, изменения и пересмотра К характеризует её как «жёсткую», обеспечивает её стабильность.

5) Легитимность - она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции

6) Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

   Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Гос Думы.

   Внесение поправок изменяет содержание гл. 3—8 Конституции РФ и входит в компетенцию парламента. Поправки к этим главам К РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия фКЗ. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения законодат. органами субъектов РФ. Рассмотрение Гос. Думой проекта закона о поправке к К. осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После чего закон публикуется и направляется в законодат. органы субъектов Федерации, они обязаны рассмотреть закон о поправке в течение 1 года со дня его принятия. После того как эти органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

   Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2, 9 изменяются только конституционным собранием. Но пока у нас нет закона "О конституционном собрании". После того, как Конституционное собрание разрабатывает проект новой Конституции, его принимают либо 2/3 голосов от общего числа членов собрания, либо выносят на всенародное голосование (референдум). На референдуме Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

 

4. Укажите и кратко охарактеризуйте институты непосредственной демократии в РФ применительно ко всем уровням публичной власти.

   При непосредственной демократии изъявление воли народа осуществляется напрямую через следующие формы: референдум; выборы; всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов гос жизни; народная правотворческая инициатива; участие граждан в управлении делами общества через ОМСУ, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.; индивидуальные или

коллективные обращения (петиции) в ОГВ и МСУ.

   Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые сходны по целям и субъектам, но различаются по объектам и результату. Цель у них одна — выражение воли народа. Субъектный состав также одинаков: граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме, могут участвовать и в выборах. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты представительного органа или кандидат на какую-нибудь должность.

   При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, — принятие закона, поправок к нему, его отмена, либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства в целом.

   Сход — это собрание жителей, обладающих избирательным правом, который, как правило, созывается в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми ор-нами и д\л муниципального образования, юр и физ лицами на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только сходом или решением суда.

   Граждане имеют право на правотворческую инициативу в вопросах гос и местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные гражданами в гос органы и ОМСУ, подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию).

   Обращения граждан РФ в гос органы и ОМСУ позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и органами мсу, добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости. Голосование на выборах и референдумах является самой активной и действенной формой участия граждан России в политической жизни страны, хотя и другие формы позволяют населению ощутить свою необходимость и причастность к делам государства и местного сообщества.

 

5. Перечислите и опишите способы приобретения гражданства РФ, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами. Какие органы государственной власти ведают вопросами гражданства в Российской Федерации?

   Гражданство - правовая характеристика членства в гос-ве, принадлежность личности к гос-ву. Устойчивая правовая связь личности с РФ, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей гражданина РФ и гос-ва.

   Основные принципы российского гражданства закреплены в КРФ и ФЗ «О гражданстве РФ». При этом они не могут содержать положения, ограничивающие права граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

   Гражданство РФ приобретается и прекращается в соотв с ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие российское гражданство, обладают одинаковым КП статусом независимо от времени и способов его приобретения.

   Вопросы гражданства относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство российского гражданства. Российское гражданство — гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств. Приобретение или утрата российского гражданства связаны с волеизъявлением гражданина, а не с политической обстановкой в стране или желания д\л гос органов. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству.

   Российское гражданство приобретается следующими способами:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство;

в) восстановлением в гражданстве;

г) выбором гражданства (оптацией) при изменении гос принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным м\д РФ; д) по иным основаниям, предусмотренным законом.

   (1) Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, вне зависимости от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». К таким государствам относится и РФ.

   (2) Широко распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием в гражданство России производится как в общем, так и в упрощенном порядке. В общем порядке допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет. Это называется натурализацией. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства лица о предоставлении ему гражданства. В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Условиями приема в гражданство являются: проживание на территории России на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство; обладание законными средствами к существованию; отказ от прежнего гражданства иностранного государства; владение русским языком. В упрощенном порядке допускается прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражда¬нина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, прожи¬вали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Со¬ветского Союза и не получили гражданства этих государств. Кроме того, упрощенный порядок применяется в отношении детей, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком.

   (3) Одним из способов приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

   (4) Существует способ приобретения гражданства, как оптация. Выбор гражданства (оптация) имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соотв с м\д от одного гос-ва другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого гос-ва. Различается позитивная оптация, т.е. сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация — отказ от бывшего гражданства и получение нового.

   Органы, ведающие вопросами гражданства:

 

· Президент РФ (решает вопросы приема в гражданство, восстановления в гражданстве, выходав из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства – торлько по вопросам общего порядка; издает указы по вопросам гражданства)

• Министерство внутренних дел и его территориальные органы (прием и выход из гражданства в упрощенном порядке)

• Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом (заявления от граждан по вопросам гражданства)

 

6. Назовите личные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.

   Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»).

   Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.

   Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.

   К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

1) право на жизнь (ст. 20) — фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют значение;

2) право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства;

3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

4) право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;

5) право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

6) право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

7) право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

8) право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28).

 

7. Назовите политические права и свободы граждан Российской Федерации, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.

   Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

   Особенности данных прав:

- они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

- в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

- они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

- являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).

   К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право граждан на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

5) право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32);

6) право граждан на обращения (ст. 33).

   Если говорить об успехах демократических реформ в современной России, то в большой мере они связаны с установлением и частичным осуществлением именно политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система народовластия демократической российской государственности.

 

8. Назовите экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.

   Экономические права и свободы - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются:

1)право частной собственности (владение, пользование, распоряжение) (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты),

2)право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы),

3)свобода труда и другие трудовые права.

   Такой круг Э.п.и с.ч. закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ.

   Право на отдых - трудовое право человека, предусматривающее:

- конституционное или законодательное ограничение продолжительности рабочего дня;

- установление выходных и праздничных дней;

- право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

   Право на труд - в ряде стран - конституционное экономическое право человека: 

- обязанность государства заботиться о создании условий для обеспечения всех желающих трудиться рабочими местами.

   Свобода предпринимательства - одна из конституционных экономических свобод человека:

- право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности;

- право создавать предприятия, владеть средствами производства;

- право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью.

   Свобода труда

Свобода труда - конституционное экономическое право человека, включающее:

- возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду;

- выбирать род деятельности и профессию; а также

- запрет принудительного труда.

   Социальные права человека  - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Они закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

1) Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности.

2) Право на образование - гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование и т.д.

3) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - конституционное социальное права человека; возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

4) Право на жилище - государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

   Культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, К.п.ч. включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ

1) Свобода преподавания (Академические свободы) - группа специфических прав и свобод личности, реализуемых в области образования и научных исследований. 

2) Право на образование - закрепленный в конституции комплекс социальных прав человека, включающий:

- право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных образовательных учреждениях;

- право на выбор родителями формы обучения для своего ребенка;

- право на учреждение частных учебных заведений и др.

3) Свобода творчества - одно из основных культурных прав человека, разновидность свободны выражения. Свобода творчества охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу преподавания.

 

9. Охарактеризуйте Россию как федеративное государство. Перечислите и раскройте принципы федеративного устройства России.

   Федеративное гос-во - гос-во, в котором формой гос устройства является федерация, которая, как правило, существует в крупных или многонациональных гос-вах и представляет собой сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос образований, которые обладают определенной полит самостоятельностью и элементами суверенитета.

   РФ как федеративное гос-во обладает:

- двухуровневой системой гос власти

- двумя типами правовых систем (федеральная и в субъектах)

- принципом бикамерализма в построении парламента.

   А субъекты РФ характеризуются следующими признаками:

- непризнание за субъектами федерации их собственного суверенитета в полном объеме

- финансовая зависимость субъектов от федеральной власти

- верховенство федерального права

- отсутствие у субъектов права сецессии (выхода из состава федерации).

   РФ — нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики. Важным этапом на пути стабилизации ситуации в России стало принятие Конституции 12 декабря 1993 г.

   В ней можно выделить четыре основополагающих принципа федерализма:

1) целостность и неприкосновенность территории РФ;

2) равноправие всех субъектов Федерации; строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной;

3) государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.

4) Современная РФ имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов.

 

10. Раскройте содержание принципов избирательного права.

   Под принципами ИП понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы ИП, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне.

   Главным принципом ИП, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается:

- свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне;

- свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.

   В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах. Речь идет о субъективных избирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и праве быть избранным (пассивное избирательное право). К ним относятся: всеобщее избирательное право. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранными в ОГВ и ОМСУ.

   РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях: все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один); каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей. Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в один список избирателей. Второе – ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем.

   ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата или против всех кандидатов. Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей. Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля избирателей.

   ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (скрытая кабина). Давление, запугивание избирателя преследуется по закону. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, чтобы не идентифицировать бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

   ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

   Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводите на территориальных избирательных участках.

   Гласность выборов. Главная задача – обеспечить подлинность и не фальсифицированность выборов.

 

11. Опишите последовательность проведения избирательного процесса в Российской Федерации на примере выборов Президента Российской Федерации.

   Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолютной мажоритарной системе.

   Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

   В настоящее время процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе КРФ и ФЗ «О выборах Президента РФ» .

   Выборы Президента назначаются Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее 90 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.

   Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию государства.

   Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

   В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей. Подписные листы представляются в ЦИК РФ, которая в течение 10 дней должна проверить их соответствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента РФ и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Кандидат освобождается от работы с выплатой среднего заработка, имеет право бесплатно пользоваться общественным транспортом, получает от избирательной комиссии средства на проведение предвыборной агитации.

   Кандидат обладает неприкосновенностью, т.е. не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

   После регистрации кандидат в Президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистрированному кандидату ЦИКом.

   За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

   В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, ЦИК назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кандидат.

 

12. Каковы место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти России? Перечислите и раскройте полномочия Президента РФ.

   Президент РФ — высшая государственная должность РФ. Президент РФ является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим ВС РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

   Правовой статус президента РФ закреплён в четвёртой главе РФ.

Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

   Президент РФ обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан РФ.

   КРФ устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в гос измене или совершении иного тяжкого преступления, который предусматривает участие двух ветвей гос власти: законодательной и судебной.

Согласно ФЗ «О государственной охране» Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от гос охраны»

Компетенция определяется особым местом Президента в системе гос власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве.

   Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

1.            Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных ОГВ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства), назначает выборы в Гос Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных КРФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов РФ, а также кандидатуру Генпрокурора РФ и др.

2.            Полномочия в правотворческой сфере: активно использует право законодательной инициативы в Гос Думе, подписывает и обнародует ФЗы, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в КС РФ с запросом о конституционности отдельных ФЗов и других актов.

3.            Полномочия в области внешней политики, обороны и национальной безопасности: осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры. Президент является Верховным Главнокомандующим ВС РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование ВС, формирует и возглавляет Совет безопасности, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

К этой группе относятся полномочия по введению Президентом  на основе ФКЗов особых правовых режимов управления на всей территории государства или в отдельных местностях — военного положения и чрезвычайного положения.

4.            Полномочия в сфере конкретизации статуса личности: решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

   Особое значение имеет право Президента использовать согласительные процедуры для разрешения тех или иных коллизий.

   Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей в федеральных округах и гос органах. Он возглавляет авторитетный совещательный орган — Государственный Совет РФ.

 

13. Назовите основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Чем различаются процедуры принятия федерального конституционного закона и федерального закона?

   Законотворчество-это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятий и изданию законов.

   Стадии:

1. Законодательная инициатива-внесение на рассмотрение ГД законопроекта (Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство , закон органы субъектов, КС, ВС, ВАС)

2. Предварительное рассмотрение законопроекта-его направление Советом ГД в соответственный комитет, назначаемый ответственным за него и другие органы для подготовки отзывов, предложений и замечаний.

3. Рассмотрение законопроекта в ГД-осуществляется в 3х чтениях

- I чтение -обсуждается концепция законопроекта, дается оценка его соответствия КРФ, его актуальности, политической значимости.

- II Чтение-выступление представителя комитета, полномочного представителя Президента РФ в ГД, представитель инициатора законопроекта. ГД рассмотрит поправки, ставится вопрос о принятии законопроекта во II чтении (если есть окончательный текст и проведены экспертизы)

4. Принятие закона- Совет ГД назначает 3-е чтение законопроекта для голосования ,чтобы принять его в качестве закона

5. Рассмотрение и одобрением СФ-выносится вопрос одобрения или отклонения закона

   Особая стадия-преодоление разногласий между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов. (не всегда)

   Завершающая стадия-подписание и обнародование закона.

 

14. Охарактеризуйте Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Опишите структуру Федерального Собрания Российской Федерации.

   ФС - это парламент РФ. Признаки и черты ФС как парламента

1) ФС - представительный орган гос. власти - формир-ся и избир-ся нас-ем.

2) ФС - явл. парламентом  страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.

3) ФС состоит из 2-х палат

4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы  и  члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе.

5) ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ФЗ.

   Принцип деления: 1 палата (нижняя) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (верхняя) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта.

   Госдума - это нижняя палата ФС, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны по одномандатным избирательным округам и по федеральному избирательному округу.

 

   Совет Федерации - это верхняя палата ФС, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законодательного и один от исполнительного ОГВ. При этом представитель от законодательного (представительного) органа в Совете Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

   Порядок формирования определялся ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ». Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ. Оба представителя назначаются на срок полномочий представляемых ими органов власти субъекта РФ. Полномочия Совета Федерации отражены в Конституции:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне ее территории;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей КС РФ, ВАС РФ;

- назначение на должность Генпрокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности зам Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

 

   Госдума - это нижняя палата ФС. В соответствии с КРФ Госдума формируется путем выборов. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ». Депутаты Госдумы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является добровольным. Депутатом Госдумы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В соответствии с ФЗ 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам; 225 депутатов Госдумы избираются по федеральному избирательному округу. Выборы депутатов Госдумы и первого, и второго созывов производились по смешанной системе: половина депутатов (225) избиралась по мажоритарной системе, а другая половина - на основе пропорциональной системы.

   Полномочия (компетенция) Госдумы закреплены в ст. 103 КРФ:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности УПЧ;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

15. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

   КРФ устанавливает, что Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Госдумы. Согласно Конституции Госдума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства связан с назначением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров.

   Действующая структура федеральных органов исполнительной власти:

1) Правительство;

2) федеральные министерства (всего 25);

3) государственные комитеты (10);

4) федеральные комиссии (3);

5) федеральные службы (14);

6) российские агентства (9);

7) иные федеральные органы исполнительной власти (3).

   Состав Правительства (закрытый перечень лиц): Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства, федеральные министры.

   КРФ и ФКЗом «О Правительстве РФ» определяется круг д\л, которые входят в состав Правительства РФ по должности: Председатель, его первые заместители, несколько заместителей и 24 федеральных министра.

   Председателем Правительства РФ является должностное лицо, определяющее основные направления деятельности Правительства и организующее его работу. В соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (с согласия Госдумы). Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

   Полномочия:

а) на уровне главы Правительства представляет за рубежом РФ;

б) ведет заседания Правительства РФ;

в) подписывает акты Правительства РФ;

г) распределяет сферы деятельности между заместителями Председателя Правительства РФ.

   На Председателя возлагается обязанность систематически информировать Президента РФ о работе Правительства.

   Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится гос власть в РФ, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

   ИВ (исполнительную власть) в РФ осуществляет Правительство РФ.

   Правительство РФ возглавляет единую систему ИВ в России, которую образуют: федеральные ОИВ и ОИВ субъектов Федерации в пределах ведения РФ, а также в рамках полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

   Правительство РФ организует исполнение КФ, ФЗов, указов Президента, м\д, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными ОИВ и ОИВ субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

   Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 КРФ, ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», ФЗы, указы Президента.

   Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе ОГВ. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

   Конституционный статус Правительства РФ обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с ФС как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами ИВ субъектов Федерации.

   Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:

1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Гос Думы;

2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных ОИВ, которые утверждаются указом Президента;

3) Президент в соответствии с КРФ, ФЗами руководит деятельностью федеральных ОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей;

4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

6) Президент принимает решение об отставке Правительства;

7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия КРФ, ФЗам и указам Президента ;

8) в случаях, предусмотренных КРФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

   Взаимоотношения Правительства РФ и ФС РФ проявляются в следующем:

1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Гос Думы;

2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы;

3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства;

4) Правительство представляет Гос Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении;

5) Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Председатель Правительства вправе по собственной инициативе поставить перед Гос Думой вопрос о доверии Правительству;

6) члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий.

 

16. Опишите судебную систему Российской Федерации. Назовите и охарактеризуйте конституционные принципы судебной власти.

   Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему РФ входят федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся:

- КС РФ;

- ВС РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- ВАС РФ, ФАС округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

- Дисциплинарное судебное присутствие.

   К судам субъектов  РФ относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ,

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

   В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы:

1) КС РФ;

2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные);

3) арбитражные суды.

Можно сказать, что образование нового федерального суда – Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

   Судебная система РФ строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. ВСу РФ и ВАСу РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

 

   Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права, на которых базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.

   В КФ след. принципы:

1) Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2) Судебная система РФ устанавливается КРФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только КРФ и ФЗ.

4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ.

5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

 

17. Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации и нижестоящих судов общей юрисдикции, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и нижестоящих арбитражных судов, судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей. Опишите порядок назначения соответствующих судей на должности.

   Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

40 лет, стаж 15 лет.

Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

См. текст подпункта в предыдущей редакции

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

НАЗНАЧЕНИЕ.

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

 

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

 

18. Укажите и кратко охарактеризуйте стадии федерального судебного конституционного процесса в Российской Федерации.

   Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий.

   Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи.       Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение КСом итогового решения по делу и его исполнение.

 1. Внесение обращения в КС РФ и его рассмотрение Секретариатом КСа РФ. Обращение направляется в КС РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).В обращении должны быть указаны данные, установленные ФКЗ.Выплачивается гос. пошлина. Рассмотрение обращений, поступивших в КС (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в КС (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата КСа. Порядок установлен Регламентом КС РФ.

 2. Предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению). Председатель КС РФ в порядке, установленном КСом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в КС РФ. Заключение судьи (судей) КСа РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании КСа РФ.

 3. Подготовка к судебному разбирательству. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения КС РФ, а также изложения материалов в заседании КС РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

 4. Судебное разбирательство. Заседания КС РФ проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения КС РФ. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание КСРФ и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

 5. Принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу. Решение КСРФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение КСРФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Судья КСРФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

 6. Исполнение решения КСРФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию. Решение КСРФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании КСРФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

 

19. Назовите виды решений Конституционного Суда Российской Федерации и опишите их юридические свойства.

   Решение КС - гос-властное веление, вынесенное в результате осуществления судом своих полномочий.

   2 вида (по реализ полномочий)

а)процессуальные решения - принимаются по итогам и в ходе суд заседаний, завершают юрисдикционные полномочия.

б)внепроцессуальные решения - реализация неюрисдикционных полномочий.

   Внепроцессуальные решения м\б:

1)решения об использ права законодат инициативы

2)послания кс фед собранию

3)регламенты кс

   Процессуальные акты кс м\б:

В завис от принятия в ходе и по рез-там суд засед

1)итоговые решения кс заверш судопр-во

2)иные решения

   Итоговые:

- постановления - принимаются по итогам письм и устн пр-са (вынос именем рф, окончат инстанция)

- заключения - выносятся при реализации отрешения президента от должности (не окончат инст)

   Признаки определения прав позиции:

1)особый номер

2)офиц опубликование

3)содержание решений вопросов без рассм дела по сущ-ву

   Иные решения:

- определения кс явл-ся промежуточными и приним в ходе суд заседания, могут оформляться в виде протокола (о принятии обращения к рассм-ю), либо выноситься отдельным документом (об отказе в принятии обращения к рассм-ю).

   Решения сост из 3 частей:

1)вводная

2)мотивировочная

3)резолютивная

   Выносятся сразу, единым док-том, оглашаются и публикуются сразу.

   Юр св-ва:

1)высшая юр сила (ст 6, 79)

2)по времени - постоянно

- устн пр-с - с момента провозглашения

- письм пр-с - с момента опубликования

3)обратная сила реш кс - рассм-е дела по жалобам о наруш к прав и свобод гр-н -> пересм суд реш-я

4)в пространстве - на всей террит рф

5)по кругу лиц - общеобязат-ные

6)решения непреодолимы

7)не подлежат обжал и пересм

   Последствия реш КС:

- если акт признан неконституц, то он утрачивает силу

- если международ дог-ры признаны неконституц, то он утрач силу

20. Что входит в компетенцию органов местного самоуправления в Российской Федерации? Какие органы местного самоуправления и каким способом решают вопросы местного значения?

   МСУ - самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению ВМЗ, осуществляемая на уровне, следующим за уровнем субъекта Федерации.

   Конституционные основы мсу составляют следующие положения:

1) омсу не входят в систему огв;

2) мсу в пределах своих полномочий самостоятельно; 

3) население МО (муниципальных образований) самостоятельно решает вмз, владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью;

4) население самостоятельно определяет структуру омсу

5) границы муниципальных территорий не м\б изменены без учета мнений жителей данных территорий;

6) мсу осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие омсу.

   В соответствии с м\д РФ и соответствующими им ФЗами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего мо, имеют право избирать  и быть избранными в омсу на тех же условиях, что и граждане РФ. 

   В предмет ведения омсу входят:

- управление муниципальной собственностью;

- установление местных налогов и сборов;

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

- осуществление охраны общественного порядка;

- иные вмз.

   Кроме того, мо вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других мо и огв. Мсу может осуществляться гражданами: непосредственно; через органы местного самоуправления. 

   Формами непосредственного осуществления мсу являются:

1)местный референдум; 

2)муниципальные выборы; 

3)собрание (сход) граждан; 

4)народная правотворческая инициатива; 

5)обращения граждан в омсу; 

6)территориальное общественное самоуправление.  

   Народная правотворческая инициатива - внесение населением в омсу проектов правовых актов по вмз - должна быть обязательно рассмотрена на открытом заседании с участием представителей населения и также является одной из форм прямого народного волеизъявления. 

   Конституционными гарантиями мсу являются: 

1)запрет на ограничение прав мсу;

2)право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых огв;

3)право на судебную защиту 

   Соответственно можно выделить две группы гарантий: материально-финансовые и юридические.

   Материально-финансовые Гмсу в соответствии с ФЗ заключаются в том, что каждое мо имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Право омсу на самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета в соответствии с уставом мо обеспечивается возложением на огв обязанности гарантировать:

1) право представительных омсу самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2) право представительных омсу самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовывающихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия ФЗов, законов субъектов РФ, а также иных решений огв.

   К числу юридических гарантий относятся:

1) конституционное право мсу на судебную защиту;

2) закрепление в КРФ запрета на ограничение прав омсу;

3) обязательность решений омсу и их д\л для исполнения всеми расположенными на территории мо п\п, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;

4) признание недействительными решений омсу только по решению суда;

5) обязательность рассмотрения ОГВами и иными организациями обращений омсу;

6) право граждан и омсу предъявлять в суд иски о признании недействительными актов огв, п\п, учреждений и иных организаций, нарушающих права мсу;

7) ответственность органов мсу и д\л омсу перед населением в результате утраты доверия населения.

   Также важной Гарантией мсу является деятельность КСа РФ. Гарантиями признаются:

1)Запрет на ограничение прав мсу.

2)Обязательность решений омсу.

3)Рассмотрение обращений омсу. 

4)Судебная защита мсу.

   ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

 1) представительный орган мо;

 2) глава мо;

 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган мо);

 4) контрольный орган мо;

 5) иные омсу, предусмотренные уставом мо и обладающие собственными полномочиями по решению вмз.

 

 

© nastya-may5

Создать бесплатный сайт с uCoz