1.Дайте понятия государства. Опишите и раскройте признаки и функции государства.

 

Государство-организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая. Население страны на основе гражданства/подданства , характеризующаяся наличием специального аппарата управления (ОГВ и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждения ,издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм.

Признаки Государства:

1)Территориальные границы (территория)-часть суши, обозначенная границами, внутренние водоем, внешние водоемы 12 миль, воздушный столб + территории посольств и консульств.

2)Наличие публичной власти –для осуществления управления, руководства, подчинение были созданы специальными органами власти, защищающие и охраняющие интересы населения

3)Сбор налогов( государственная казна) –взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата

4)Суверенитет

-внешний-независимость государства на внешней политической среде.

-внутренний-распространение юрисдикции государства на всю его территорию

5)Наличие правовой системы

6)Наличие устойчивой правовой связи с населением (гражданство, подданство)

7)Наличие государственных символов( герб ,флаг, гимн)

8)Легализованное принуждение-только государство в праве применять принуждение по всем гражданам иностранцам и лицам без гражданства на территории государства

Функции государства –основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Они объективно обусловлены системой социально-экономической, социально-политической и других факторов и природой данного государства

Признаки функций:

  • Они конкретизируют сущность государства и его содержание
  • Они отражают разностороннюю деятельность государства
  • Они не являются неизменной категорией
  • Они проявляются в особенности и закономерности происхождения государства.

 При классовой государственности:

-обеспечение эксплуатации

-подавление сопротивления классов и соц. групп

При демократической государственности

-создание условий для прогрессивного развития общества

-достижение общественного согласие

Классификация функций

Внутренние

-экономическая

-социальная

-фин. контроля

-правоохранительная

-экологическая

-идеологическая

-культурная

Внешние

-внешнеполитическая

-оборона и внешне безопасность

-охрана государственной границы

-экономическое сотрудничество

-научно-технического сотрудничество

-культурное сотрудничество

-сотрудничество в сфере экологии

-международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Основные                 Неосновные

Правовые                Организационные

 

 

2.Дайте понятие типологии государства. Опишите подходы в типологии государства.

Типология государства-его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы, сто дает возможность раскрыть их сущность

В современно юридической и социологической науке сложились два основных, но не исчерпывающих) подхода к типологии государства:

Формационный(за основу типологии государств борется общественно-экономическая формация) и цивилизационный(тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов).

 

Формационный подход(Маркс, Энгельс, Ленин)

Общественно-экономическая формация- исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.

1.Рабовладельческое государство. Важнейшая функция этого государства защита собственности рабовладельцев на средства пр-ва, поддержка угнетения рабов.

2.Феодальное государство. Важнейшая функция-обеспечение права господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.

3. Буржуазное государство. Орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом  другими трудящимися.

4.Социалистическое государство. Орудие политической власти рабочего класса, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического обществ.

Важное достоинство формационного подхода заключается в том, что смена исторических типов государства-это процесс прогрессивного поступательного движения.

 

(Тойнби) Цивилизационный подход.

1)Древнеафинское государство

-родовая организация разрушается  постепенно, ее органы замешались новыми, уже образованными по территориальному признаку

-государство возникло в силу исключительно внутренних причин:

1)Развитие пр-ва

2)разделение труда

3)торговля

-было учреждено центральное управление. Народ был разделен на:

1)благородных

2)землевладельцев

3)ремесленников

При этом только первые могли занимать общественные должности.

2)Древнеримское государство-государство , которое возникло путем борьбы патрициев и плебеев

Патриция-коренное население

Плебей-некоренное население

Руководство осуществлялось патрициями

В результате борьбы было образовано новое народное собрание в котором участвовали все несущие воинскую службу( Сервий Тулий)

Органы родовой власти превратились в органы государства.

Все население разделилось н 6 классов( в зависимости о богатства)

При этом фактическая власть принадлежала меньшинству.

3)Древнегерманское государство-способствовало завоевание германскими племенами больших территориальных пространств, населенных различными народами.

Поскольку господство над территориями было несовместимо с родовыми условиями, германские племена должны были основать власть над провинциями.

4)Азиатское государство, его формированию способствовала необходимость массовой организации населения для выполнения общественных работ.

 

3. Дайте понятие формы правления и опишите виды.

Форма правления-система высших органов власти, определяется структурной и правовым положением высших ОГВ: главы государства, парламента, правительства, а также установленным порядком взаимоотношений между ними.

Основными формами правления в современном мире являются монархия и республика.

Монархия-форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства-монарха; власть монарха передается, как правило , в порядке престолонаследия.

Абсолютная при которой власть полностью принадлежит монарху( Бруней, Саудовской Аравия, Оман)

Конституционная, которая делится на : дуалистическая и парламентская

Дуалистическая монархия:

Это государство , в котором высшая государственная власть поделена между двумя субъектами: монархом и парламентом, но большая часть полномочий принадлежит все же монарху. (Иордания, Марокко)

 

    -Исполнительная власть находится в руках монарха, который формирует правительство

    -Законодательная власть находится у парламента, однако он может быть распущен монархом

 

Парламентская монархия (Нидерланды, Швейцария, Дания)

Это государство,  в котором монарх царствует, но не правит. Он является символом нации в силу традиции, и он так же считается главой государства.

 

-власть монарха ограничена во всех сферах осуществления государственной власти

-исполнительная власть сосредоточена в руках правительства

-правительство несет ответственность не перед монархом , а перед парламентом

-правительство формируется парламентом

-законодательные акты принимает парламент

 

Республика-форма государственного правления, при которой высшие ОГВ непосредственно избираются, либо формируются общенациональным представительными учреждениями

Парламентская

 –основывается на принципе верховенства парламента, которая формирует правительство, ответственное перед ним

-премьер (глава правительства, лидер правящей партии)( Италия, Португалия)

Президентская

-президент и глава правительства и глава государства (отсутствует должность премьера), избирание президента путем прямых/косвенных выборов, президент формирует правительство, отсутствует институт ответственности правительства перед парламентом( США, Аргентина, Мексика)

Полупрезидентские (смешанные)-глава государства(президент)лично предлагает состав правительства( прежде всего кандидатуру премьера), которая подлежит утверждению парламентом( Финляндия, Франция, Россия)

 

4.Дайте понятие государственного устройства  и опишите виды.

Форма государственного устройства-это территориальная организация государства, характер взаимоотношения между частями государства, центральными организациями и местными органами.

В настоящее время по форме государственного устройства все государство делятся на унитарные, федеративные и конфедерации

 

Унитарное государство-форма национально-государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы и не имеет внутри себя  каких либо государственных образований.

-единая система центральных и местных ОГВ

-единая конституция

-единая система законодательства

-единая судебная система, одно гражданство, единая налоговая система( централизованные, простые ,децентрализованные, сложные)

Централизованные-МСУ в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют

Децентрализованные-ОМСУ не входят в систему ОГВ, они функционируют самостоятельно

Простые-стоят только из административно-территориальных единиц( районов, городов)

Сложные-состоят из так называемы административных автономий(Дания)

Федеративное государство-государство, формой государственного устройства в котором является федерация, существующая, как правило , в крупных или многонациональных государствах. Представляет собой сложное( союзное)государство, состоящее из государственных образований, которые обладают определенной политической самостоятельностью, элементами суверенитета.

 

-субъекты федерации обладают элементами государственности( К, законодательная, исполнительная ,судебные органы, государственные символы и т.д. )

-территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации.

-может быть двойное гражданство

-федеральный парламент состоит из двух палат 1-ая из которых представляет интересы субъектов федерации

-два вида законов: общефедеральные и законы субъектов

-двойная система налоговых потоков

-две системы высших ОГВ

 

Конфедерация-союз 2-х или нескольких государств, созданных для определенных, строго ограниченных целей ,за пределами которого  государств-члены конфедерации, сохраняют полную свободу действий.

-не имеет общей территории, общего гражданство и т.д.

-финансовые средства складывающиеся из взносов государственных членов

-не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления принимаемых решении: они проводятся в жизнь только через правительственные учреждения государственных членов конфедерации.

 

5.Дайте понятие политического режима и опишите виды.

 

Политический (государственный) режим-методы осуществления политической власти в государственно-организованном обществе. Является одним из аспектов формы государства, объединяющим в себе совокупность всех средств, принципов, приемов, способов осуществления гарантий обеспечения государственного руководства обществом.

 

Демократический, Антидемократический, Авторитарный, Тоталитарный, Фашистский

Демократический режим- организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших ОГВ и участие населения в решении государственных дел, признаются основные права и свободы гражданина, осуществляются основанные на народовластии принципы функционирования всех звеньев государственного аппарата.

 

Основывается на принципах

-народного суверенитета

-политической свободы

-уважение основных прав и свобод человека

-равноправия

-выборности органов власти

-разделения властей

гласности

-принятия решения большинства при учете мнения меньшинства

Непосредственная         

-референдум    

-митинг

-сход граждан

 

Представительная

-выражение воли народа через избираемых  ими представителей

 

Антидемократический режим-такой политический режим, при осуществлении которого ОГВ-ми не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

 

Признаки:

-не учитываются интересы личности при управлении государством

-полны контроль государства над всеми сферами общественной жизни

-огосударствление всех общественных организаций

-личность лишена каких либо прав

-наличие милитаризации общественной жизни

-не учитывается религиозные убеждения населения

-наличие цензуры

-отсутствует политический плюрализм

 

Авторитарный-политическая власть осуществляется контролирующим лицом/группой лиц пи минимальном участии населения, характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан.

 

Тоталитарный-характеризуется полным контролем государства и усилением роли военных и полицейских органов.

 

Фашистский- характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всей оппозиции, широким использованием террористических методов правления

 

6.Дайте понятие механизма государства и охарактеризуйте его структуру. Как соотносятся понятия механизм государства и государственный аппарат.

 

Механизм государства-это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Признаки:

-целостная иерархическая система государственных органов и учреждений

-первичные структурные элементы: государственные органы и учреждения,  в которых работают государственные служащие

-имеет непосредственные орудия принуждения

-при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

 

Под структурой механизма государства  понимают его внутреннее строение, порядок расположения его элементов, их взаимосвязь и соотношение.

 

1)Государственный аппарат- совокупность государственных органов, которые осуществляют функцию управления на профессиональных началах, наделены государством властными полномочиями

 

2)Государственные органы-элементы механизма государства , создаваемые в установленном законном порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

 

3)Государственные организации-осуществляют охранительную функцию государства (вооруженные силы, ФСБ , полиция и т.д.)

 

4)Государственные учреждения-осуществляют непосредственную практическую деятельность по реализации функций государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научных сферах, не обладающие государственно властными полномочиями( школа, театр, поликлиника)

 

5)Государственные предприятия-система предприятия, осуществляет хозяйственно-экономическую деятельность в целях материального обеспечения функционирования государства.

 

6)Государственные служащие-лица, специально занимающиеся управлением в государстве

 

7)Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности государственного аппарата и механизма государства в целом

 

Понятие механизм государства не следует отождествлять с понятием государственного аппарата.

Государственный аппарат-система государственных органов, он составляет основу механизма государства.

 

7.Дайте понятие права. Опишите и раскройте его признаки, принципы и функции.

 

Право- систем действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами, закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственных воздействий, вплоть до принуждения.

 

Признаки:

-нормативность права(оно складывается из норм ,правил поведения, имеющих общий характер, рассчитаны на все отношения определенного вида)

-общеобязательность (нормы права обязательны для адресата к которому они обращены)

-принудительность( право обеспечивается мерами принуждения государства)

-системность (право- упорядоченная система, которая складывается из : отраслей, под отраслей , института)

-формальная определенность (нормы права четко определены и закреплены в письменном виде)

-волевой характер (в праве выражается воля народа, объединенного государством)

 

Принципы права-исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права, как специфического социального регулятора.

Принципы права выражают его закономерности, представляют наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы, либо выводятся из его смысла.

 

В зависимости от сфера распространения:

-общеправовые

-межотраслевые

-отраслевые

 

Общеправовые характеризуются тем, что относясь к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединения их.

 

-справедливость-равенство перед законом и судом-гуманизм-демократизм-единство прав и обязанностей-сочетание убеждения и принуждения

 

Межотраслевые-характеризуют отличительные черты нескольких отраслей права

-принцип состязательности судопроизводства

-принцип гласности

 

Отраслевые-действуют в рамках одной отрасли

-презумпция невиновности

 

За многовековую историю развития права постепенно сложились принципы, которые в юридической науке получили названии правовых презумпции и аксиом:

Правовые презумпции- предположение, разновидность нетипичного нормативного предписания, состоящего в указании на предположительность того/иного состояния, основанного на определения жизненных фактах, подтвержденных предшествующим опытом

 

Правовые аксиомы- исходные и неприложные истины, закрепленные в правовых нормах, определенные постулаты юридические науки и судебная практики, не требующие доказывания общеизвестные факты, в силу их очевидности

 

Функции права-основные направления воздействия права на общественные отношения

 

Регулятивная

-регулятивные позитивного развития отношений

-закрепление в НПА прав, свобод, обязанностей, прав статуса и т.д.

-установление правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию прав предписаний.

 

Охранительная

-охрана общественных отношений от посягательств (противоправных), вытеснение отношений, вредных для личности и общества

-установление запретов совершать общественно опасные деяния

-применение юридических санкций к виновным.

 

 

8. Соотнесите нормы права и нормы морали в четырех аспектах: единство, различия, взаимодействие и противоречие.

 

Право- систем действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами, закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственных воздействий, вплоть до принуждения.

 

Мораль-система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого.

 

Нормы права-общеобязательные, формально определенные правила поведения, которые установлены и охраняются государством.

 

Нормы морали-правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости ,долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением6 общественным мнением, мерами общественного воздействия.

Единство между правом и моралью:

-единая основа- общечеловеческая система социальных ценностей и представленный о добре и т.д.

-нормативно-регулятивный характер-право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей.

-единый объект регулирования( общественных отношений), достижение одинаковых целей (социально полезного развития общества) фундаментирование общеисторической ценности.

Различия:

-по происхождению(мораль возникает вместе с обществом , право вместе с государством)

-по форме выражения( мораль содержится в общественном сознании, право в специальных НПА, имеющих письменную форму

-по сфере действия (мораль регулирует все общественные отношения, право-наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить)

-по времени введения в действие ( моральные нормы- по мере их осознания, правовые в конкретно установленный срок)

-по способу обеспечения( нормы морали-меры общественного воздействия, нормы права-мерами государственного воздействия)

-по критериям оценки (нормы морали регулирующих общественные отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного)

Взаимодействие проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной  культуры, ответственности, правосознания. Их требования во многом совпадают. Многие нормы права вытекают из нравственных.

 

Противоречия: Когда одна и та же ситуация может регулироваться по разному со стороны права и морали из-за  несовпадения интересов общества и государства, различие методов регулирования, разные критерии оценки, поведения, расхождения из-за развития общественной жизни и государства, неравномерное развитие норм морали и норм права.

 

9.Дайте понятие нормы права. Опишите и раскройте ее признаки и классификацию.

 

Нормы права-общеобязательные, формально определенные правила поведения, регулирующие общественные отношения путем предоставления прав и возложении обязанности ,которые установлены и охраняются государством.

 

Признаки нормы права

1.Формальная определенность- фактическое закрепление нормы письменным документом, принятым компетентным органом государства.

2.Общий характер-юридическая норма закрепляет общие основные черты и признаки общественных отношений

3.Общеобязательность –правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы

4.Неперсонефицированность- обращена к неопределенному кругу лиц

5.Многократность применения-норма права расчитана на неопределенное число случаев ее реализации.

6.Норма права имеет государственно властный характер и гарантирована со стороны государства

 

Виды правовых норм

  • По предмету правового регулирования(по отраслям права)

-гражданские нормы права

-уголовные нормы права

-административные нормы права и т.д.

  • По специфическим юридическим функциям

-регулятивные( регулируют общественные отношения)

-охранительные( охрана регулятивных норм)

-специализированные

 

Регулятивные :

Обязывающие

Управомачивающие

Запрещающие

 

Специализированные нормы носят дополнительный характер, они не являются самостоятельно нормативной основой для возникновения правоотношений. Это так называемые нормы о нормах.

 

-дифинитивные  нормы-закрепляют определения тех/иных терминов, встречающихся в других нормах

-декларативные нормы-в них сформулированы правовые принципы и задачи определяющие совокупность правовых норм.

-оперативные нормы- отменяют, изменяют или  вводят в действие другие нормы права .

-коллизионные нормы- предписания, регулирующие выбор между нормами.

 

 

10.Опишите и раскройте структуру нормы права. Как соотносятся нормы права и статья нормативного акта.

 

Под структурой норма права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы права.

 

Выделяют следующие виды нормы права:

-гипотеза (если)

-диспозиция (то)

-санкция(иначе)

Гипотеза –часть нормы права, содержащая в себе указания на те жизненные обстоятельства, при наличии которых следует осуществлять данную норму права.

 

 Простая-содержит одно условие или обстоятельство

Сложная-содержит несколько условий, которые все должны наступить

Альтернативная-содержит несколько условий, из которых только 1 должно наступить

 

Диспозиция-основной содержательный элемент нормы права, в которой формируется модель самого правила поведения ,т.е. содержится предписание о том , как следует поступать в ситуации, предусмотренной в гипотезе данной нормы.

 

Диспозиция нормы права всегда содержит конкретное предписание возможного или обязательного поведения, при этом используют 2 способа закрепления такого поведения:

 

-представительно-обязывающий

-запретительный

 

Санкция – обязательная часть нормы права, содержащая указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписанный данной нормы.

 

-абсолютно определенная (строго определенное наказание)

-относительно определенная (настрого определенное наказание)

-альтернативная( вариантность наказания)

-кумулятивная (дополнительное наказание)

 

Статья нормативного акта( НА)-часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права.

 

Соотношение нормы права и статьи  нормативного правового акта.

1)Норма права совпадает со статье нормативного правового акта

2)В статье нормативного правового акта содержится только часть нормы права

3)Одна норма права размещается в нескольких статьях

4)В одной статье содержится несколько взаимосвязанных норм

5)Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм

6)Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций

7)Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция в других.

 

Способы изложения прав норм в НПА

-прямой

-отсылочный

-бланкетный

-абстрактный

-казуальный

 

11.Дайте понятие форм (источников) права. Опишите и раскройте виды.

 

Форма права-способ внешнего выражения норм права

 

Основные формы:

-правовой обычай

-юридический прецедент

-нормативно правовой акт

-нормативный договор

 

Неосновные формы

-правовые доктрины

-принципы права

-юридическая практика

 

Источники права-1)факторы экономические, социально-политические, социально-психологические, духовные 2)внешняя форма выражения права 3) непосредственный источник норм права

 

Виды форм( источников)

  • НПА- официальный документ, принятый уполномоченным субъектом в строго определенной форме, содержащий в себе нормативные предписания, обладающий государственно- властным характером гарантированный принудительной силой государства
  • Нормативный договор- соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав обязанностей , которому государство придает общеобязательный характер
  • Правовой обычай-устойчивое ,сложившиеся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которые санкционированно государством и соблюдение которого характеризуется государственным принуждением.
  • Правовой прецедент-решение судебных/административных органов по конкретному делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел в будущем
  • Религиозные тексты-тексты, которые санкционируются государством, и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением (характерны для мусульманского права; Коран, Сунна)
  • Общие принципы права-исходные начала правовой системы, на которой юристы ссылаются при отсутствии НПА, прецедента, обычая и нормативного договора.

 

 

12.Дайте понятие законов и подзаконных актов. Опишите и раскройте их признаки и виды.

 

Закон-НПА, принимаемый высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственно населением страны, регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий отправные начала правового регулирования.

 

Признаки закона:

 

-формируется и издается законодательной властью

-все другие НПА принимаются на основании и во исполнение закона, т.е. ставятся в положение подзаконных

-закон обладает высшим правовым авторитетом ,поскольку не нуждается в чьем либо одобрении

-принятие закона происходит с соблюдением особой законодательной процедурой

 

Конституционные –это прежде всего сама конституция РФ ,и непосредственно ею предусмотренные и конкретизирующие ее ФКЗ.

Обыкновенные регулируют относительно обособленные области общественных отношений, либо более конкретные вопросы (ФЗ, законы субъектов)

 

Признаки подзаконного акта:

-принимаются на основе закона

-принимаются во исполнение закона

-не могут противоречить закону

 

1.Указы президента РФ

2.Постановления правительства РФ

3.Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и других федер. органов исполнительной власти.

4.Решения и постановления местных ОГВ

5.Норативные акты муниципальных органов

6.Локальные нормативные акты

 

В зависимости от сферы действия НПА делят на:

-федеральные

-нормативные акты субъектов РФ

-органов местного самоуправления

-локальные

 

В зависимости от срока действия

-неопределенно-длительного действия

-временные нормативные акты

 

В зависимости от правового положения субъекта правотворчества все НПА подразделяются на :

-государственных органов

-иных социальных структур(муниципальных органов, профсоюзов  т.д.)

-совместного характера( государственных органов и иных социальных структур)

-принятые на референдуме

 

 

13.Дайте понятие правотворчества. Опишите и раскройте его виды и стадии.

Правотворчество-правовая форма деятельности органов государства и населения страны, направленное на официальное создание, изменение, санкционирование и отмену норм права

 

Правотворчество представляет собой постоянно-длящийся процесс совершенствования действующих норм права. Это связано с:

-постоянным развитием системы общественных отношений

-наличием недостаточно совершенных НП

-изменением политического и экономического курса

 

Виды правотворчества: по субъекту:

1)Непосредственное правотворчество народа-референдум

2)Правотворчество государственных органов

а)законное правотворчество

б)подзаконное правотворчество

3)Правотворчество ОМСУ

4)Правотворчество отдельных должностных лиц-президент

5)Локальное правотворчество (отдельные организации)

 

По значимости:

-законотворчество

-делегированное правотворчество

-подзаконное правотворчество

 

По наличию/отсутствию лоббирования:

- лоббируемое

  • не лоббируемое

 

Стадии правотворчества:

 

1)Выявление потребности принятия НПА

2)Изучение, анализ общественных отношений, для регламентации, которых необходимо принять данный акт

3)Определение вида НПА и вида органов, правомочных его принять

4) Принятие решения о подготовке НПА

5) Разработка концепции будущего акта

6)Подготовка разработчиком проекта НПА

7)Предварительное рассмотрение проекта акта

8)Общественное обсуждение проекта

9)Официальное рассмотрение проекта НПА органом , к ведению которого относится его принятие.

10)Принятие НПА, его оформление и подписание

11)Опубликование акта и его вступление в законную силу.

 

 

14.Дайте понятие законотворческого процесса. Опишите и раскройте его стадии.

Законотворчество-это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятий и изданию законов.

 

Стадии:

1.Законодательная инициатива-внесение на рассмотрение ГД законопроекта (Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство , закон органы субъектов, КС, ВС, ВАС)

2.Предварительное рассмотрение законопроекта-его направление Советом ГД в соответственный комитет, назначаемый ответственным за него и другие органы для подготовки отзывов, предложений и замечаний.

3.Рассмотрение законопроекта в ГД-осуществляется в 3х чтениях

 

  • чтение -обсуждается концепция законопроекта, дается оценка его соответствия КРФ, его актуальности, политической значимости.
  • Чтение-выступление представителя комитета, полномочного представителя Президента РФ в ГД, представитель инициатора законопроекта. ГД рассмотрит поправки, ставится вопрос о принятии законопроекта во II чтении( если есть окончательный текст и проведены экспертизы)

 

 

4.Принятие закона- Совет ГД назначает 3-е чтение законопроекта для голосования ,чтобы принять его в качестве закона

5.Рассмотрение и одобрением СФ-выносится вопрос одобрения или отклонения закона

 

Особая стадия-преодоление разногласий между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов. (не всегда)

 

Завершающая стадия-подписание и обнародование закона. 

 

Стадии:

1) законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение   законопроекта   в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);

3) принятие   закона;

4) санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

2.1. Законодательная инициатива – это официальное   внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФСовет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФВерховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2.2. Обсуждение законопроекта

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2  /3  от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2  /3  голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3  /4  от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2  /3  голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

 

 

15.Дайте понятие толкованию норм права. Опишите и раскройте способы и виды толкования.

 

Толкование-единый процесс познания смысла толковой нормы, состоящий из уяснения юридической нормы и ее разъяснения.

    Разъяснить ПН могут и специально уполномоченные на то органы и другие субъекты права.

 

1.Официальное толкование- разъяснение содержания ПН, исходящее от компетентного государственного органа или должностных лиц, имеющее обязательный характер для тех лиц, к которому оно обращено.

 

В зависимости от отношении государственного органа, толкующего норму, к источнику созданию выделяют:

 

-Аутентичное-разъяснение ПН органом ранее ее установившем.

-Легальное официальное –разъяснение смысла правовой нормы органом, не являющемся ее создателем, но имеющий необходимые полномочия для осуществления толкования.

 

В зависимости от круга лиц, к которому обращено официальное толкование.

 

-Нормативное-обращено к неопределенному кругу лиц и не на 1 случай.

-Казуальное-обязательно только для конкретного случая

 

2.Неофициальное толкование-не имеет обязательного характера, оно подразделится на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное)

 

Обычное толкование-разъяснение НП, осуществляется любым человеком, не имеющим специальных юридических знаний.

 

Профессиональное толкование-реализуется в деятельности субъектов имеющих определенную юридическую подготовку, но в компетенцию которых не входят правомочия официальных толковании.

Доктринальное толкование-дается учеными, юристами-практиками либо специально научно –исследовательскими учреждениями в статьях, монография и т.д.

 

Способы толкования

 

1)Языковой грамматический, филологический)- выявление смысла нормы права на основе знаний языка, пи использовании правил морфологии и т.д.

2)Систематический-уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами

3)Логический-исследование внутренних связей между частями НПА

4)Историко-политический-выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям ,мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

5)Специально-юридический- уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкции на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.

 

16.Дайте понятие юридических коллизии. Укажите и раскройте причины их возникновения.

 

Юридическая коллизия-противоречия между существующими правовыми актами и регулируемыми ими общественными отношениями: существование различных норм для разрешения конкретной ситуации, но с противоречивым содержанием.

 

Существует множество причин появления коллизий, одни них носят объективный характер, другие субъективный.

Коллизия, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений, что влечет необходимость изменения, дополнения, конкретизация норм, регулирующих данные отношения.

 

Несвоевременное внесение корректив в правовое регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием ранее действовавших норм и потребностями нового юридического формирования изменившейся ситуации.

 

Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностные лица. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике неточного формулирования правовых предписаний, использование многозначных терминов, несоблюдение правил лингвистики, стилевой строгости.

 

17. Дайте понятие правоотношения. Опишите и раскройте его структуру.

 

Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.

 

Состав (структура) правовых отношений - совокупность элементов, необходимых для существования правовых отношений: субъекты; содержание правовых отношений, объекты.

 

(1) Субъекты права - лица, обладающие возможностью быть носителями юридических прав и обязанностей, т.е. правосубъектностью (способность быть субъектом права).

Субъекты правовых отношений - субъект права, реализующий свою правосубъектность и ставший участником конкретного правового отношения.

Виды субъектов правовых отношений:

1)      индивидуальные (физические лица);

2)      коллективные (юридические лица):

3)      государство,

4)       государственные и негосударственные организации.

Состав правосубъектности:

1) Правоспособность — предусмотренная нормами права способность лица быть участником правовых отношений, т.е. иметь субъектные права и обязанности;

2) Дееспособность — предусмотренная нормами права способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать, осуществлять и прекращать субъективные юридические права и обязанности;

3) Деликтоспособность — способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение.

(2) Юридическое содержание правовых отношений - субъективные права и юридические обязанности, которые являются взаимосвязанными и не существуют друг без друга, так как субъективные права одних лиц реализуются через обязанности других, а обязанности требуют исполнения субъективных прав.

Субъективное право (СП) — мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворить его собственные интересы.

Юридическая обязанность (ЮО) — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.

(3) Объекты правовых отношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правовых отношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Подходы к пониманию объектов правовых отношений:

1) Монистический — объектом правовых отношений могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

2) Плюралистический — объекты правовых отношений весьма разнообразны (явления окружением мира, по поводу которых участники вступают в правовые отношения).

 

18. Дайте понятие юридического факта. Опишите и раскройте имеющиеся классификации.

 

Юридический факт – различные жизненные обстоятельства, которые признаются правовыми и с которыми связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Они закрепляются непосредственно в гипотезе нормы права.

Признаки юридических фактов:

1) сами по себе не вызывают правоотношение, такое качество им придают нормы права;

2) опосредуют возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

3) вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами;

4) указание на юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм.

Классификация юридических фактов:

1. по характеру юридических последствий:

а) правообразующие (гражданско-правовой договор),

б) правоизменяющие (перевод на другую работу),

в) правопрекращаюие (смерть).

2. по связи с волей участников правоотношений:

а) действия (противоправное (преступление, проступок) правомерное (юридический акт – совершается с намерением породить юридическое последствие, юридический поступок – совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона)),

б) событие (абсолютные и относительные)

3. в зависимости от степени сложности:

а) единичные юридические факты,

б) фактический состав.

 

19. Дайте понятие правонарушения. Опишите и раскройте его признаки и виды.

 

Правонарушение – противоправное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред личности, обществу, государству и наказуемое по закону.

Признаки:

1)      Социальная вредность

2)      Противоправность

3)      Виновность

4)      Наказуемость

5)      Совершается только людьми

Юридический состав правонарушения – система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

Элементы юридического состава:

1) объект правонарушения – те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние;

2) объективная сторона - совершенное противоправное деяние, выраженное в действии или бездействии и наносящее вредные последствия;

3) субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное противоправное деяние (правонарушитель);

4) субъективная сторона – внутреннее психологическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно вредным последствиям.

 

Виды правонарушений:

1) По степени общественной опасности:

а) преступления;

б) проступки (они бывают: конституционные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, материальные, процессуальные, экологические).

2) По сфере общественной жизни:

а) в экономике,

б) в политике,

в) в социально-бытовой сфере;

г) в других областях.

3) По видам юридической деятельности:

а) в правотворчестве,

б) в правоприменении;

4) По формам вины:

а) совершены умышленно,

б) совершены по неосторожности.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом посягательства,

2. Размер причиненного ущерба,

3. Способ, время и место совершения противоправного деяния,

4. Личность правонарушителя.

 

20. Дайте понятие юридической ответственности. Опишите и раскройте её принципы, функции и виды.

 

Юридическая ответственность – установленные вид и мера принудительного претерпевания виновным лицом негативных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, лишение блага, непосредственно ему принадлежащего, за нарушение правового запрета. 

Виды юридической ответственности:

1) по отраслям права: конституционная, уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная;

2) по органам, возлагающим ответственность: ответственность, возлагаемая органами государственной власти, судебными и другими юрисдикционными органами, административными органами (органами государственного управления).

 

Функции юридической ответственности:

1) Штрафная — характеризуется карательной реакцией государства на правонарушение и выражается в наказании виновного лица, причинении ему личных, имущественных или организационных обременений;

2) Правовосстановительная — позволяет взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери;

3) Воспитательная — формирует у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждает совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности, так и правонарушений иными лицами.

 

Принципы юридической ответственности:

1) справедливость - соразмерное наказание виновного, недопущение установления уголовных санкций за проступки и отрицание обратной силы закона, закрепляющего усиление ответственности; возложение на виновного за одно нарушение лишь одного наказания; обеспечение возмещения вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

2) гуманизм - выражается, в запрете установить и применить такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;

3) законность - требование, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;

4) обоснованность - заключается в объективном всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела;

5) неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;

6) целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяя учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

 

© nastya-may5

Создать бесплатный сайт с uCoz